Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Иностранцы в России, Динамика рынка, Тенденции
Рыбаков Сергей Игоревич Вступление России в ВТО и перспективы отечественного страхования
Рыбаков Сергей Игоревич
Директор по управлению рисками и перестрахованию ООО СБ «РИФАМС»
страхование сегодняТема интеграции России в ВТО и ее последствий для национального страхового рынка останется на ближайшую перспективу одной из наиболее актуальных. Предлагаемый вниманию читателей портала «Страхование сегодня» аналитический материал позволяет взглянуть на проблему с позиции не только узких рамок рынка страхования, но и в разрезе макроэкономического анализа.

По заявлению министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа к концу 2007 г. должен завершиться процесс вступления России в ВТО путем подписания многостороннего соглашения, которое в значительной мере будет определять условия дальнейшего участия нашей страны в сложившейся на сегодняшний день системе мирового хозяйства. Поэтому вопрос о последствиях участия в ВТО для отечественной экономики в целом, и ее страхового звена, в частности, сохраняет свою остроту и дискуссионность.

Определенный ответ на этот вопрос можно будет дать только после обнародования всех обязательств, принятых на себя российским государством, и сохраняемых за ним прав в сфере регулирования народного хозяйства. Однако уже сейчас можно делать прогнозы, опираясь на достигнутые договоренности с конкретными партнерами по переговорному процессу. Прежде всего, с США, которые последовательно отстаивали интересы своего (а по сути – глобального) финансового капитала, добиваясь максимальной степени открытости российского страхового рынка для североамериканских и, следовательно, всех транснациональных страховых компаний.

Неоднократные комментарии к основным положениям подписанного с США 19 ноября 2007 г. двустороннего соглашения выделяют «резервирование» за отечественными страховщиками 50% рынка и введение 9-летней отсрочки на открытие иностранными страховыми организациями филиалов на территории России. Последнее обстоятельство побудило российских страховщиков в лице их основного профессионального объединения – ВСС – начать работу над законопроектом, который, по их мнению, должен, как минимум, «уравнять» (как максимум – сделать экономически невыгодными) филиалы зарубежных компаний с созданными в соответствии с российским законодательством страховыми обществами.

При этом из поля зрения отечественного страхового сообщества выпали две, как представляется, исключительно важные оговорки, которые не нашли отражения в опубликованном МЭРТ сообщении «Об основных результатах переговоров по доступу на рынки товаров и услуг в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации». Как следует из распространенной Офисом Торгового Представителя США (Office of the United States Trade Representative) информации о ключевых положениях заключенного договора, Россия обязуется в течение 5 лет с момента вступления оценить вводимый 50-процентный лимит иностранного капитала на российском страховом рынке и принять решение о необходимости его сохранения. Далее, позиция США состоит в том, что достигнутые договоренности по ограничению новых зарубежных инвестиций на рынках финансовых услуг (сюда же относится и страхование) не рассматриваются как прецедент на следующем раунде переговоров по реформированию самой ВТО.

Таким образом, в течение следующих 5 лет условия функционирования российского страхового рынка в мировой страховой архитектуре могут быть пересмотрены. Во-первых, вследствие решения российских органов госрегулирования о дальнейшей либерализации отечественного рынка страхования, и, во-вторых, в результате трансформации всей системы мирохозяйственных связей, ключевым институтом которой является ВТО.

Поэтому возникает необходимость в прогнозе состояния и структуры, с которыми российский страховой рынок подойдет к очередной точке бифуркации своего развития. Для этого требуется кратко описать, с одной стороны, последствия тех процессов, которые разворачиваются в мировом хозяйстве и оказывают прямое воздействие на мировой страховой рынок, и, с другой стороны – вероятную динамику свойств отечественных потребителей страховых услуг, которые и станут непосредственным объектом конкурентной борьбы между российскими и транснациональными страховщиками.

Непредвзятые исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что существующие в мирохозяйственной системе внутренние противоречия способны перерасти в кризис уже в среднесрочной перспективе. Как отмечает управляющий директор и старший экономист транснациональной банковской группы «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Стивен Роуч (Stephen Roach), глобализация мировой экономики может смениться регионализацией [Roach S. From Globalization to Localization // http://www.morganstanley.com/views/perspectives/print/4201.html. 2007. 7th January].

Возможные сценарии преодоления кризиса в мировой экономике по-разному отразятся на мировом рынке страховых услуг. Однако представляется возможным выделить общие тенденции, которые получат свое развитие в страховом звене мировой экономике.

В ситуации нарастания нестабильности глобальной финансовой системы усилится давление собственников на страховые компании с целью повышения отдачи на вложенный капитал. Если операции на развивающихся рынках (Китай, Индия, отдельные страны Латинской Америки) не смогут обеспечивать требующуюся страховщикам доходность для удовлетворения интересов своих владельцев, то источниками наращивания прибыли с высокой вероятностью станут: во-первых, передел рынка в форме слияний и поглощений, что приведет к еще большей его олигополизации. Во-вторых, дальнейшая переориентация страхового бизнеса на обслуживание наиболее обеспеченных потребителей, персонифицирующих так называемый элитарный спрос. И, в-третьих, существенное подавление интересов страхователей (как элитарных, так и массовых) при формировании предложения страховых услуг.

Нарушение баланса интересов страховщиков и страхователей отчетливо проявилось уже на современном этапе. По словам риск-менеджера группы «Данон» (Danone) Тьерри ван Сантена (Thierry van Santen), «бизнес платит больше за свое страхование и в большинстве случаев получает меньшее покрытие» [Collins S. Ferma fires warning at commercial risk market // Insurance Day. 2004. 3rd June]. Данную проблему усиливает отсутствие достаточной емкости. Крупные международные компании вынуждены размещать свои глобальные программы среди большего числа страховщиков, что существенно повышает расходы по администрированию договоров. При этом даже если риск-менеджеры предварительно находят рынки, готовые предоставить перестраховочное покрытие, они сталкиваются с ограниченным количеством прямых страховщиков, которые согласились бы выступить фронтирующими компаниями.

Ущемление интересов массовых потребителей на мировых рынках страховых услуг наглядно демонстрируют результаты совместного исследования Федерации Потребителей Америки (Consumer Federation of America) и других организаций США по защите прав потребителей. Данные, приводимые в их отчете, говорят о том, что североамериканские страховые компании, осуществляющие деятельность в сегменте страхования имущества, ответственности и несчастных случаев, на протяжении последних лет (в том числе отмеченных крупными стихийными бедствиями- ураганы «Катрина», «Рита», «Уильма» и др.) существенно увеличили свою прибыль [Hunter R. Property/Casualty Insurance in 2007: Overpriced Insurance, Underpaid Claims, Declining Losses and Unjustified Profit / Americans for Insurance Reform, Center for Insurance Research, Consumer Federation of America and others. http://www.consumerfed.org/pdfs/2007Insurance_White_Paper.pdf, 2007. 28p.]. В значительной степени это было обеспечено завышением тарифов для страхователей, перекладыванием своих расходов на потребителей и общество в целом, стремлением уклониться от исполнения своих обязательств по выплате страхового возмещения. После урагана «Катрина» некоторые страховые компании одного из наиболее пострадавших штата Миссисипи предприняли попытку дезинформировать своих клиентов, занизив оценку нанесенного им ущерба или пытаясь доказать, что часть потерь не покрывается страховыми полисами [Власти штата Миссисипи обвиняют страховщиков в обмане клиентов // Новости для страховых компаний. – Информационное агентство «Интерфакс-АФИ», ВСС., 2005. 19 сентября. № 173 (695)].

Что касается российского страхового рынка, то динамика платежеспопособного спроса на страховые услуги со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств будет определяться следующими факторами:

Вероятное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры приведет к дефициту положительного сальдо счета текущих операций (по прогнозам МЭРТ – с существующих 97 млрд долларов США до минус 41 млрд долларов США) и замедлению темпов роста (при пессимистическом варианте – снижению в абсолютном выражении) золотовалютных резервов Банка России. Поскольку сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране монетарная политика предполагает формирование денежного предложения преимущественно за счет внешних источников, то субъекты российской экономики, монетизация которой находится на низком уровне не только относительно развитых, но и развивающихся стран, окажутся на «голодном пайке».

Замедление роста (при экстремально развитии ситуации- снижение) доходов от экспорта топливных ресурсов в результате изменения тренда мировых цен на энергоносители и ограничений на наращивание физического объема производства нефти и газа, с одной стороны, и с другой – увеличение расходов на добычу, способны заметно ухудшить финансовое положение предприятий топливно-энергетического комплекса. В условиях нарастания внешней корпоративной задолженности, достигшей в 2006 году 202 млрд долларов США, это может вызвать серию дефолтов и привести к переходу компаний, существенную часть которых составляют значимые для народного хозяйства предприятия и организации, в иностранное владение.

Объявленная 100-процентная либерализация в 30 из 116 секторов российской экономики при присоединении к ВТО может привести к тому, что оправдаются наиболее пессимистические прогнозы последствий вступления во Всемирную торговую организацию. По расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, негативный эффект от участия в ВТО может составить до 25% ВВП. Во время переходного периода, как отмечают эксперты Всемирного банка, резко ухудшится положение большинства россиян, особенно неквалифицированных и квалифицированных работников.

Таким образом, существующая на сегодняшний день в России неравномерность распределения экономических благ останется и, вероятнее всего, усилится. Произойдет окончательное закрепление двухуровневой структуры отечественной экономики. Верхний этаж – элемент глобальной экономической архитектуры – будет охватывать сегменты концентрации капитала, непосредственно связанные с глобальными рынками. Внизу расположится сохранившаяся часть национальной экономики, представленная хозяйствующими субъектами, ориентированными на удовлетворение существенного сократившего внутреннего спроса населения, находящегося за пределами глобального уровня.

Основная борьба между отечественными страховщиками и иностранными страховыми компаниями будет происходить за предприятия верхнего уровня и занятое на них население. Ввиду значительного объема международных инвестиций, ожидаемого в данном секторе, а также опосредованного участия мирового страхового капитала в страховании этих объектов уже на современном этапе (через механизм перестрахования), можно предположить, что лидирующие позиции здесь займут зарубежные страховые общества.

Что касается доступа преимущественно российских компаний к обслуживанию сегмента глобальной экономики, то необходимо признать, что такая возможность сохранится, главным образом, у кэптивных страховщиков крупных финансово-промышленных групп. Условием этого является сохранение контроля над своим бизнесом нынешних собственников и их заинтересованность в существовании страхового направления в составе бизнес-группы. Не связанные же отношениями собственности со своими клиентами российские страховые компании, независимо от размера, будут вытесняться с рассматриваемого сегмента.

Собственно отечественный рынок страхования объединит, со стороны спроса-предприятия и население, не вошедшие в систему международного разделения труда, и, со стороны предложения – российских страховщиков, практически полностью лишенных возможности предоставлять страховую защиту субъектам глобальной экономики. Предъявляемый представленными здесь потребителями спрос на страхование не сможет достичь того уровня, при котором обеспечивается минимальный размер доходности, требуемый акционерами транснациональных страховых компаний. Поэтому данный рынок выпадет из сферы интересов международного капитала и как непосредственно вид деятельности, и как потенциальный инвестиционный объект.

Предполагаемое распределение потребителей между глобальным и российским страховыми рынками несет в себе риск, аналогичный антиселекции у индивидуального страховщика. Наиболее привлекательные объекты (по критерию платежеспособного спроса и рисковой ситуации) отойдут к первому из них. Последнему останутся, во-первых, хозяйствующие субъекты, испытывающие хронический дисбаланс между объемом свободных денежных ресурсов и наиболее приоритетными направлениями их использования (капитальный ремонт зданий, инженерных коммуникаций, обновление оборудования, разработка и реальное внедрение систем безопасности деятельности и т.п.). Во-вторых, это граждане с доходами, позволяющими удовлетворять только наиболее приоритетные потребности (преимущественно физиологические), которые заняты на предприятиях с полностью отсутствующей либо существующей номинально техникой безопасности труда, и которые пользуются услугами бюджетных лечебных учреждений.

Очевидно, что страховщики, обладающие страховым портфелем подобного качества, столкнутся с невозможностью организовать надежную перестраховочную защиту своего бизнеса. Поэтому на российском рынке усилится тенденция к взаимному размещению рисков в перестрахование, среди находящихся в аналогичном положении компаний, что создаст дополнительную угрозу финансовой устойчивости в целом по рынку и фактически приведет весь отечественный рынок страховых услуг к ситуации потенциального банкротства [см. также: Турбина К.Е. Страхование –наиболее оптимальный способ индивидуального риск-менеджмента // OPEC. http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=35130. 2003. 25 февраля].

Последствием этого для страхователей станет дальнейшая деградация качества страховых услуг, проявлявшаяся в следующих формах:

  • Относительно завышенная стоимость страховой защиты.
  • Максимально стандартизированный объем покрываемых рисков, не учитывающий индивидуальные особенности каждого потребителя.
  • Постоянные отклонения в нормальном ходе процесса урегулирования убытков.
  • Высокая вероятность банкротства контрагента, оценить которую значительная часть страхователей не в состоянии.

Подобное положение, в котором окажется большинство отечественных страхователей, требует уточнения традиционных аргументов, приводимых в пользу интеграции российского страхового рынка в мировой рынок страховых услуг (повышение качества страховых услуг, приток передовых технологий, активизация конкуренции и т.д.).

Приходится признать, что возможность пользоваться передовыми технологиями, новыми видами страхования получат, в основном, потребители, вошедшие в звенья сетевой структуры глобальной экономики, на обслуживании которых сконцентрируется иностранный страховой капитал. В то же время привилегированное положение данной группы страхователей способно приобрести иллюзорный характер. При сохранении и нарастании тенденции к олигополии и монополии на мировом рынке страховых услуг снижение качества страховой защиты может происходить не напрямую, как в случае с российскими клиентами российских страховых компаний, а завуалировано.

Одной из таких проблем может стать дальнейшее распространение практики переноса большей части сервисных функций в развивающиеся страны- так называемый «аутсорсинг». Учитывая достаточно слабые позиции нашего государства в конкурентной борьбе привлечение капитала среди стран с относительно дешевой рабочей силой за, логично предположить, что глобальные страховые холдинги для обслуживания клиентов в России предпочтут задействовать уже имеющиеся у них структуры, либо создать новые в регионах с более дешевой рабочей силой. Например, в среднеазиатских республиках бывшего СССР или на Украине. В результате российские страхователи столкнутся с теми же трудностями, что их зарубежные «коллеги». Так, в Великобритании страхователи, заключившие договоры страхования автокаско с теми страховщиками, которые наиболее активно «выводят» часть операций по обслуживанию клиентов (на стадии исполнения договора) в страны Юго-Восточной Азии, предъявляют жалобы на плохое знание географии Соединенного Королевства сотрудниками расположенных в указанном регионе «колл-центров» и языковые барьеры при общении с ними.

Вообще, с превращением части страхового рынка России в одно из звеньев глобального рынка страхования, российские клиенты подчинятся той системе отношений в мировой страховой индустрии, при которой интересы страховщиков и стоящих за ними собственников капитала превалируют над интересами страхователей. Причем компании, сохранившие свою национальную принадлежность, практические полностью лишатся используемых ими сегодня возможностей давления на страховые организации (российские), поскольку любая корпорация, капитал которой продолжит формироваться, в основном, за счет средств российских собственников, заведомо проиграет по экономической мощи транснациональным страховым конгломератам.

Таким образом, выбранный «интеграционный» сценарий развития отечественного страхового рынка способен привести к окончательной его фрагментации и ухудшению положения не только российских страховщиков, но и страхователей. Для предотвращения подобных негативных последствий необходимо, чтобы процесс интеграции осуществлялся на базе сочетания интересов международного страхового капитала и участников российского рынка страхования, прежде всего, страхователей, что выступает условием подлинного развития, а не дальнейшего передела рынка. Это потребует активизации роли государства и потребителей страховых услуг, формы которой могут быть определены после того, как будут полностью обнародованы условия присоединения России к ВТО.


23 апреля 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Динамика рынка, Тенденции
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: